Основные сведения

 

Полное наименование Учреждения

в соответствии с Уставом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Кургана «Прогимназия № 63»

Сокращённое название

МБОУ г. Кургана «Прогимназия № 63»

Дата создания

      01.09.1998г.

Учредитель

Муниципальное образование город Курган в лице Администрации города Кургана

Адрес: 640000, Курган, площадь им. Ленина.

График работы:

Понедельник - пятница: 08:30 - 17:30.

Телефон: +7 (3522) 41-78-04

Сайт: www.kurgan-city.ru

Юридический адрес

640032,  Российская Федерация, Курганская область,

 Город Курган, бульвар Солнечный,8.

Фактический адрес

 640032,  Российская Федерация, Курганская область,

Город Курган, бульвар Солнечный,8.

Режим и график работы

Режим работы на 2018-2019 учебный год.pdf

Календарный график на 2018-2019 учебный год.pdf

Телефоны

 8(3522) 44-26-76 (приёмная, директор),

 8(3522) 44-27-76 (заместитель директора НШ,

 вахта)

 8(3522) 44-25-76 (заместитель директора ДС)

E-mail

   solnechny1998@yandex.ru

 

 В Кургане появилась первая прогимназия 

Понятие «прогимназия» ( от лат. «pro» - перед и гимназия, то есть «перед гимназией») пришло из дореволюционной России. В то время единственной целью этих учебных заведений была подготовка к последующему поступлению в гимназию. Соответственно, дети основательно изучали те предметы, по которым предстояло сдавать экзамены. 
Сегодня говорят о втором рождении прогимназии. К нему в начале 1990-х годов прогимназии подошли значительно обновленными. Изменилась и их структура, и суть работы. Официальное определение сегодня звучит так: «Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся». 
Обучение в современной прогимназии делится на две ступени. Первая – дошкольные группы. Некоторые предусматривают занятия для малышей уже с трехлетнего возраста, но чаще – с 5-6 лет. Вторая ступень – начальная школа. 
Главная задача преподавателей – интеллектуальное и духовное развитие детей, пробуждение у них интереса к учебе. Научно доказано, что работоспособность, стрессоустойчивость, вдумчивость, умение анализировать и сопоставлять информацию закладываются у человека в раннем возрасте. На это и нацелена в первую очередь работа педагогов и психологов прогимназий. 
Прогимназия – это неполный гимназический цикл обучения, включающий детский сад и начальную школу. Их объединили, чтобы реализовать в образовательном процессе принцип преемственности. 
Основными целями современной прогимназии являются получение детьми разностороннего образования и духовно – нравственное воспитание юных граждан. 
Дети проводят в прогимназии – в дошкольном отделении и начальной школе – полный день, имея возможность во второй половине дня получать дополнительное образование в форме факультативных занятий, кружков, мастерских, спортивных секций. 
Иногда прогимназией называют подготовительные группы при обычных школах. Это неверно. Официально такой статус присваивается лишь после соответствующей аттестации и аккредитации. Успешно пройдя все это, начальная школа- детский сад № 63 г. Кургана и обрела статус прогимназии, первой в нашем городе. Недавно этому образовательному учреждению исполнилось 10 лет. За это время оно вполне серьезно заявило о себе. В 2006-2007 учебном году школа стала победителем конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получила грант в 1 млн. рублей. 
Школа является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Преемственность воспитания как фактор успешной адаптации первоклассников в системе «детский сад – начальная школа». 
... Мы встретили здесь будто ожившие образы, созданные классиками нашей литературы, - маленьких героев детских рассказов Толстого, Чехова.... Как правило, это всегда умненькие, серьезные, но при этом - большие выдумщики с неуемной фантазией, или, как сказали бы сейчас, весьма креативные юные создания. Как старательно учились они в прогимназии, мечтая о том дне, когда смогут переступить порог гимназии! И нынешние прогимназисты из 63-й им в этом ничуть не уступают! 
Из детства в отрочество 
Прогимназия № 63 работает по развивающей программе «Школа 2100». Напомню, что в разделе «Развитие и воспитание дошкольников» этой программы, основной целью определено обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. В частности, говорится о том, «цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. 
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. 
Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника , определяющих внутреннюю готовность его к школьному обучению». 
Изначальное совмещение детского сада и начальной школы, первоначально обусловленное удаленностью нового микрорайона – бульвара Солнечный - от центра города, оказалось очень удачным. Особенно с той позиции, что школа работает в режиме полного дня. 
- Потому вопросы преемственности на этапе, когда ребенок из дошкольника превращается в школьника, нам решать гораздо проще, - считает Татьяна Анатольевна Евдокимова, заместитель директора прогимназии № 63 по учебно-воспитательной работы. 
- Наши дети «плавно» переходят в прогимназию, что очень хорошо, в первую очередь, для детей. Они легко адаптируются, потому что им не надо привыкать к новым учителям, к новой обстановке. В первый класс идут почти всей группой. Как правило в другую школу уходят 2-3 человека,- говорит С. В. Захарова, воспитатель старшей группы детского сада. 
Светлана Валентиновна работает здесь 10 лет, со дня основания. Разговаривая с нами, она одновременно помогает кому-то зашнуровывать ботинки, кому-то застегивает «непослушные» пуговицы – старшая группа собирается на прогулку. 
- Мы занимаемся по программе Т.А. Дроновой «Из детства в отрочество», которая направлена, в основном, на работу с родителями: чтобы больше контактировать, привлекать их к совместной работе, продолжает Светлана Валентиновна. - Это очень нужно, чтобы то, чему мы учим малышей в детсаду – развитие речи, обучение письму, математике - они закрепляли дома с родителями. 
Когда эти детки перейдут в подготовительную группу, обучение грамоте и математике будут вести учителя из школы. 
Практикуется также, что занятия по развитию речи учитель нынешнего 4-го класса ведет в детском саду со своими будущими учениками. Он также посещает родительские собрания и другие мероприятия, которых в детском саду много и в которых дети хорошо проявляются: присматривает, изучает своих будущих учеников. 
Физкультуру и музыку в первом классе ведут те же педагоги, что работают и в детском саду: музыку – Татьяна Викторовна Габова; физкультуру – Татьяна Юрьевна Сладкоштиева. 
Т.В. Габова с удовольствием принимает нас в своих владениях: часть средств, и миллионного гранта, потрачены на полный комплект оборудования для кабинете музыки. 
- Кроме уроков, как педагог дополнительного образования в первом классе и старших группах детсада я также веду кружок музыкальной драматизации «Живая сказка», где дети поют, танцуют. Репертуар кружка весьма разнообразный – и хорошо знакомые детям русские сказки, и современные мюзиклы. 
- Конечно,есть яркие звездочки, им даем роли посложнее, продолжает Татьяна Викторовна. - Но участвуют в спектаклях все. Мы внушаем детям: второй план в спектакле тоже много значит. Каждому ребенку приходится придется в школе выходить к доске – как на сцену. Придется выступать и перед незнакомой публикой. Мы уже в раннем возрасте учим их быть не зажатыми, свободными, раскованными, что важно при любом общении. Увлеченностью детей заражаются и родители, тоже участвуют в спектаклях. А когла дети и взрослые объединены одним делом, это же замечательно! 
Таким образом здесь реализуется одно из основных направлений деятельности прогимназии - художественно-эстетическое. 
Реализуется успешно: на карте творческой активности образовательных учреждений г. Кургана, составленной Курганским городским инновационно-методическим центром, прогимназия № 63 занимает достойное место, активно участвуя в таких городских конкурсах, как «Играем с малышами», «Поющий детский сад» и «Поющая школа», «Театральная капель» и других. 
Еще одно направление - интеллектуальное развитие. Учебным планом предусмотрены все предметы по развивающей программе «2100». 
Со второго класса здесь преподают английский язык. 
Уже в первом классе изучают риторику, информатику. Кроме учебного плана - в системе дополнительного образования в форме кружков, а со второго класса, когда объем учебной нагрузки возрастает, становятся полноправными предметами. 
Даже дошкольники бывают в компьютерном классе, и воспитатели детского сада проводят занятия на интерактивной доске: на оборудование для компьютерного класса и на обучение всех педагогов тоже пошли средства гранта. 
Третье направление - физическое развитие. У прогимназии заключен договор с сетью маршрутных такси, на которых детей организованно доставляют в бассейн «Дельфин», где для 63-й отведено специальное время. 
Уже на протяжении нескольких лет прогимназия сотрудничает со спортивным клубом «Мостовик», и специалисты клуба проводят занятия по ЛФК. 
Наш разговор с Т.А. Евдокимовой прерывает звонок. 
- Наступило время динамической паузы, - сообщает Татьяна Анатольевна. - В понедельник, среду, четверг у нас есть уроки физкультуры. 
А по вторникам и пятницам и проводится динамическая пауза. Это – своеобразная переменка – у первоклассников она ежедневная, после двух уроков - длится 40 минут. Включает в себя комплекс физических упражнений и подвижные игры; обязательно на свежем воздухе, если позволяет погода, или в спортивном зале. 
Восемь лет в родных стенах 
За дверью – привычный шум переменки. Судя по радостным крикам и сияющим глазам, юному народу здесь вполне комфортно. Хотя и находится он здесь практически весь день: с 8 до 17 часов. 
В четыре группы продленного дня из 129 обучающихся в начальной школе ходят 100 ребят. 
Родители называют это своим спасением. Потому что большинство из них работает в городе, и после школы ребенка встретить нет возможности, да и дома за ним чаще всего некому присмотреть. А тут дети накормлены, под присмотром. Целый день заняты. 
Причем одинаково насыщенная и первая, и вторая половина дня. 
Первая – это учебные уроки, вторая - занятия по интересам. Кроме сотрудничества с «Мостовиком», о чем уже упоминалось выше, у прогимназии заключен договор с музыкальной школой №3, педагоги которой прямо здесь занимаются с детьми. Снимается такая серьезная для многих родителей проблема, как необходимость возить ребенка за пределы микрорайона. 
Тесное сотрудничество с подростковым центром «Аэлита», содружество с библиотекой им. Крупской, где всегда рады маленьким читателям, - все это также подчинено цели разностороннего развития детей и их занятости в свободное от уроков время. 
- А вам не тяжело быть целый день в школе? - интересуюсь я у 3 «а» класса. 
- Здесь мы и учимся, и гуляем вместе, и домашнее задание готовим. А дома одному знаете как ску-у-чно, - возразил Артем ..... 
- Хорошо, что столько друзей с ними учиться проще, лучше, - поддерживает его Настя Фоминых. - В школе хорошие учителя и предметы, особенно математика. И информатика для меня не сложная. И риторика хоть трудная, но интересная. 
А Кириллу Исакову нравится кружок ЛФК, «потому что там учат правильной осанке, чтобы мы не были кривыми. 
- А в бассейне мы учились плавать: и под водой, и брассом, и рыбкой, - с восторгом делится Юля Чеснокова. 
А всем без исключения нравится кружок «Умники и умницы», который ведет Т.А. Евдокимова. «Развиваем голову, чтобы хорошо думала», - объясняет Кирилл – 
- Интересные, творческие задания в этом кружке направлены на развитие логического мышления, внимания, памяти, - резюмирует сказанное своими подопечными Любовь Анатольевна Лялина, учитель 3 «а» класса.- Что же касается «целого дня в школе», то у нас очень хороший режим... Вряд ли каждый ребенок дома обязательно гулял бы два часа на улице. Скорее всего, просидел бы перед телевизором или компьютером. Здесь же – кружки, музыкальная школа... 
- Я хожу в музыкальную школу, потому что хочу научиться музыке и на интересных концертах играть. А в этом году буду ездить в музыкальную школу, потому что надо больше заниматься, - вставляет Настя Кубасова. 
- Главное же для ребят– общение: они всегда вместе. И настолько к этому привыкают, что друг без друга не могут, продолжает Любовь Анатольевна. 
Ей можно верить: Любовь Анатольевна еще и воспитатель группы продленного дня. И о своих детях, по мнению Т.А. Евдокимовой, знает все. Когда эти девочки и мальчики были еще в подготовительной группе детского сада, Любовь Анатольевна приходила к ним знакомиться. 
Артем и Никита ... гордятся тем, что они « друзья с детского сада». Аня, Лера, Маша, еще один Никита наперебой вспоминают воспитателей: Ольгу Юрьевну Смирнягину, Наталью Валентиновну Колупаеву, Надежду Николаевну Бабенко. 
В детский сад малыши приходят в три года. Практически 8 лет – 4 в детском саду и 4 в школе – в родных стенах. Тех самых, которые помогают. 
- Когда ребенок длительное время находится с одними и теми же сверстниками, педагогами, в одних тех же стенах, это очень важно. Дети спокойны, очень свободны в общении. И для учителя это очень хорошо, - говорит Любовь Анатольевна – потому что я замечаю все его трудности; вижу его способности, которые нужно развивать. И планирую, над чем нужно работать. Минус, конечно, для родителей – потому что они этого не видят. Но если родители умные, они это стараются исправить эту ситуацию. 
К школе готовятся и родители 
Именно для таких умниц- родителей в прогимназии с сентября до апреля 5 лет работает школа будущих первоклассников, которую ведет Т.А. Евдокимова. На встречи с родителями, которые проходят раз в месяц, приглашаются логопед, педиатр, юрист, социальный педагог, психолог. Каждый из них со своей позиции рассказывает, как лучше подготовить ребенка к школе. 
- Мы хотим, чтобы в понимании родителей готовность ребенка к школе не сводилась только к умению прочитать столько слов и написать столько-то букв, - говорит Татьяна Анатольевна. - На современном этапе под готовностью ребенка к школе подразумеваются, прежде всего, его психологическая готовность, мотивизационная готовность – умение слушать, воспринимать. Будущему школьнику нужно иметь и хорошее здоровье, чтобы выдержать предстоящие нагрузки. Значит, родители должны позаботиться и о его физической подготовке. 
Посещаемость школы достаточно высокая. Нередко на занятия приходят и папа , и мама будущего первоклассника. И такая готовность к сотрудничеству детей и родителей со школой педагогов очень радует. А тревожит, когда приходят бабушки или дедушки. 
На самой первой встрече родителям предлагается анкета, цель которой понять - хорошо ли они знают своего ребенка? 
- Объективно отвечают на вопросы единицы. Большинство пишут то, что, на их взгляд, считается «правильным», - комментирует Т.А. Евдокимова. - И при они завышают способности и возможности своего ребенка. Но в течение года у нас есть возможность что-то скорректировать. В апреле, на последнем занятии, практически все пишут заявление с просьбой принять ребенка в пришкольный лагерь для будущих первоклассников. 
Лагерная смена для детей, которые в сентябре придут сюда в первый класс, организуется в пришкольном лагере в августе уже пять лет. Приходят и дети, которые ходили в другие детские сада микрорайона, и те, которые вообще не посещали детский сад. И в течение 20 дней лагерной смены происходит сплочение детского коллектива, сближение педагога и детей. И такой проблемы как дезадаптация в школе № 63 не существует; уже в течение 3 лет отмечается 100-процентная адаптация первоклассников. 
Фальшивить нельзя 
Каждому учителю начальной школы знакомы трудности в проведении первых уроков с шести - семилетними первоклассниками. Как в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь детям построить содержательный образ “настоящего школьника”? Как организовать их деятельность так, чтобы они сохранили чувство новизны, радости от неизведанного мира, в который они вступили, и в то же время приобрели предусмотренные программой знания, умения и навыки? Как облегчить трудный и порой скучный процесс обучения, помочь маленьким школьникам справиться с учебными нагрузками, которые ложатся на их плечи? Как развить в детях учебную самостоятельность? 
Но кроме хороших учебных программ, таких, как применяемая в 63-й «Введение в школьную жизнь», нужны и педагоги, которые могли бы эти программы должным образом претворить в жизнь. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся условием успешности всей жизни первоклассника в школе. 
Учитель начальной школы вообще универсал, в прогимназии – дважды универсал, поскольку ее выпускники должны быть на том уровне, которые предъявляется к гимназистам-пятиклассникам. 
- Наша главная задача – научить учиться, научить детей быть успешными в дальнейшем, уметь воспользоваться теми возможностями, которые им предоставят, - подтверждает Т.А. Евдокимова. - Главное требование, которое мы предъявляем к кадрам главное – уровень квалификации достаточный, чтобы понимали: многое зависит от нас, от того, какую базу мы заложим в начальной школе. И еще одно обязательное условие - нефальшивое отношение к детям и 
Если по резюме можно судить, что человек интересный, неравнодушный, если при собеседовании видим, что глаза блестят, такому педагогу мы говорим «да». Поэтому в нашей прогимназия работают настоящие педагоги- энтузиасты, имеющие первую и высшую квалификационные категории. Многие – со дня основания школы. 
Анжелика Петровна Варлакова, учитель 1 класса, в этой школе работает первый год. И ей нравится все: то, что в ее классе из 25 ребятишек 15 – из одной группы детского сада. Нравится, что летом Анжелика Петровна уже с ними занималась в школе будущих первоклассников в школьном лагере: «Коллектив уже сформировался, мне нужно было только немного «подправить». Это очень хорошо, потому что сразу можно было начинать учиться». 
Тихий час – в первом классе – это обязательно. Они не раскисали, наоборот, отдохнувшие, могли заниматься здесь много. Говорю ребятам: не стесняйтесь; вы трудились, устали, моете поспать. 
Немного необычно, что в школьном классе на полу палас, на нем игрушки. 
- Если устали от занятий, дети могут поиграть, - объясняет А.П. Варлакова. - У нас и «тихий час» есть, после обеда. Спать никого не заставляем, можно просто полежать с закрытыми глазами. После отдыха – дети действительно чувствуют себя отдохнувшими – идем в столовую. Потом – вечерние занятия в кружках по интересам. 
За прошедшие полтора месяца их школьной жизни первоклассники еще не совсем отвыкли ни от детсадовского режима, ни о своих воспитателей. Увидев из окна класса, как Елена Анатольевна .. и Вера Анатольевна Гаврилова гуляют с детсадовцами, первоклассники прилипают к окнам, чтобы поприветствовать своих бывших воспитательниц. 
- В день дошкольного работника мы с ребятами ходили поздравлять их с праздником. А скоро мы ждем их с ответным визитом. Когда? Когда ребята решат, что уже можно показать, что они чему-то научились. 
Педагоги не скрывают: они немного тревожатся, когда их выпускники покидают такое «уютное гнездышко», когда переходят в среднюю школу. 
- Но за 10 лет существования школы прошло уже 9 выпусков. У нас есть немало примеров, когда дети уходили и целой группой, и всем классом. И везде результат очень хороший, нареканий по поводу подготовки детей нет. - рассказывает Т.А. Евдокимова. 
А лучшее подтверждение востребованности этой школы то, что уже в ней учатся уже несколько поколений детей из одной семьи, что в этом году пришлось открыть два первых класса, среди учеников которых – не только жители бульвара Солнечный.