Образовательные стандарты и требования

ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС НОО С ОВЗ

 (если ссылки не открываются - обновите страницу)

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

Некоторые ключевые вопросы, раскрывающие суть федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, переходят на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). В этой статье Вы сможете найти для себя ответы на ключевые вопросы, раскрывающие суть ФГОС НОО.

 1. Что такое федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования?

ФГОС НОО, так же как и федеральные государственные образовательные стандарты основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации соответствующих основных образовательных программ (п.1, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

 2. Какие требования содержит ФГОС НОО?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования к (п.4, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»):

-       структуре основных образовательных программ;

-       условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

-       результатам освоения основных образовательных программ.

 3. Какие программы, кроме рабочих программ учебных предметов, должны быть разработаны и реализованы в школе, исходя из требований к структуре основных образовательных программ? Что в себя включает основная образовательная программа начального общего образования школы?

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы (п.16 ФГОС НОО,  с учётом внесённых  изменений  и дополнений  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 (зарегистрированным   Министерством юстиции РФ от 12 декабря 2011 года №22540)

 

1. Целевой раздел                                                                                                                             

 

1. Пояснительная записка                                                                                           

 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования                                                             

 

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования                                                              

 

2. Содержательный раздел

 

1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий на ступени начального общего образования                                                                   

 

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности                                                                                                               

 

3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся         

 

4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни                                                                                                                                

 

5. Программа коррекционной работы                                                                          

 

3. Организационный раздел                                                                                       

 

1. Учебный план начального общего образования                                             

 

2. План внеурочной деятельности                                                                                

 

3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта (кадровые, материально-технические психолого-педагогические).                                                                                              

 

 4. Каким образом предполагается реализовывать основную образовательную программу начального общего образования?

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п.16 ФГОС НОО).

5. Что такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательную деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-       обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-       снизить учебную нагрузку обучающихся;

-       улучшить условия для развития ребенка;

-       учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (п.16 ФГОС НОО).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (п.19.3 ФГОС НОО).

 6. На что ориентирован новый стандарт?

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отражены в «портрете выпускника начальной школы» (п.8 ФГОС НОО):

-       любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-       уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-       любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-       владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-       готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-       доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-       выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.