Методические рекомендации
по организации и проведению «Дня защиты детей» в общеобразовательных учебных заведениях (в детских дошкольных учреждениях)

В системе подготовки учащихся по Основам безопасности жизнедеятельности важное значение имеет хорошая организация проведения «Дня защиты детей» (ДЗД), который согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 ежегодно проводится в учебных заведениях общеобразовательных и начального профессионального образования. Одновременно ДЗД является объектовой тренировкой по гражданской обороне. 
Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий «Дня защиты детей» способствует формированию у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработки умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь. Вместе с тем «День защиты детей» призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности». Мероприятия по Плану «Дня защиты детей» проводятся в период с апреля по 1 июня и приурочиваются к Международному дню защиты детей (1 июня).

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Исходя из современных требований, основными целями и задачами «Дня защиты детей» должны быть:

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств; психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям;
  • бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите;
  • совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие;
  • пропаганда боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных сил, гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации;
  • приобретение и закрепление практических навыков для действий в экстремальных ситуациях.

  ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

 «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Мероприятия «Дня защиты детей» планируются заблаговременно и оформляются приказом руководителя учреждения. При этом необходимо учитывать, что при проведении соревнований, викторин, олимпиад может возникнуть травмоопасная обстановка, поэтому обязательно нужно разработать инструкцию по мерам безопасности именно на период проведения мероприятий «Дня защиты детей». 
К отрабатываемым документам относятся:

Прежде всего, готовится приказ директора, в котором обязательно указываются: цели, задачи и время проведения; состав участников, порядок их подготовки по классам и категориям; объем работ по материально- техническому обеспечению; ответственные организаторы; состав общей комиссии, подкомиссий (жюри); дата общей готовности и день проведения.
На основе этого документа развертывается вся основная подготовительная часть.


Основными практическими мероприятиями, проводимыми в этот день, могут быть:

  • оповещение и сбор руководящего состава;
  • учебные эвакуационные мероприятия;
  • действия по сигналу оповещения «Внимание всем!»;
  • действия при аварии с АХОВ и др.;
  • действия при обнаружении взрывного устройства;
  • изготовление простейших средств индивидуальной защиты;
  • тренировка по одеванию средств индивидуальной защиты;
  • открытые и показные занятия;
  • конкурсы, викторины, игры, соревнования, эстафеты и т.п. по тематике ГО и ЧС (ОБЖ);
  • встречи с ветеранами войны (в Чечне, в Афганистане), с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранами вооруженных сил и ГО (МЧС) (с пожарными-спасателями);
  • тренировки в работе с приборами РХН и дозиметрического контроля;
  • тренировки по оказанию первой само- и взаимопомощи и т.п.

Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1-4, 5-8, 9-11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.
Мероприятия для первой возрастной группы:

  • викторина «Условия безопасного поведения учащихся»;
  • тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Мероприятия для второй возрастной группы:

  • викторина по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»;
  • показное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС;
  • соревнования по оказанию первой медицинской помощи.

Мероприятия для третьей возрастной группы:

  • открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» и «Основы подготовки к военной службе» курса ОБЖ;
  • соревнования по оказанию первой медицинской помощи;
  • военизированная эстафета;
  • соревнования по прикладной физической культуре.

Исходя из возможностей учебного заведения, могут проводиться и другие мероприятия.
Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.
Главными условиями успешного проведения ДЗД являются:

  • разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;
  • максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;
  • борьба за право называться лучшим классом по курсу ОБЖ;
  • правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса в часы плановой объектовой тренировки).

При проведении мероприятий ДЗД предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
«ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Важное значение в мероприятиях ДЗД должно быть отведено отработке действий персонала и учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!» и последующим речевым информациям. Подача сигнала «Внимание всем!» осуществляется в зависимости от технического оснащения учебного заведения (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка и т.п.). При этом руководство учебного заведения осуществляет контроль за прохождением учебного сигнала и его своевременным доведением до исполнителей.
В течение дня в учебном заведении во всех классах проводятся занятия, согласно общему расписанию.


Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не превышают объема программы соответствующего класса. Для ее организации назначается жюри из трех человек (учитель, медицинский работник, старшеклассник), а класс разделяется на команды. По окончании викторины объявляются команды-победители, им вручаются призы или грамоты.

Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в учебно-методическом центре по ГОЧС.

Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Такие тренировки проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей учащимися отрабатываются навыки пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и принимаются зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы сдают нормативы ГО в соответствии с программой.

Соревнования по оказанию первой медицинской помощи позволяют совершенствовать приобретенные теоретические навыки. Они проводятся,  как правило, во внеурочное время. Для учащихся третьей возрастной группы устанавливаются следующие этапы: оказание первой медицинской помощи при различных видах травм; оказание первой медицинской помощи при массовых поражениях; оказание помощи «утопающему», оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, солнечных и тепловых ударах.

Соревнования по прикладной физической культуре. Проводится во внеурочное время комбинированная эстафета с элементами выполнения различных упражнений программы ОБЖ.

Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, строевой песни, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся.


Заканчивается «День защиты детей» подведением итогов, которые целесообразно спланировать раздельно: с учащимися младших классов после завершения намеченных для проведения с ними мероприятий; с учащимися средних и старших классов после выполнения всего плана мероприятий ДЗД, с педагогическим коллективом и техническим персоналом (в конце рабочего дня) с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе ДЗД, поощрением отличившихся.


Данные рекомендации являются примерными, в зависимости от подготовки учащихся, учебно-материальной базы, помощи местных организаций, мероприятия и порядок их проведения быть другими. Важно, чтобы они отвечали требованиям защиты детей в ЧС, которые могут возникнуть в учебном заведении в мирное и военное время.